Конституционно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Что правильно? 1.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства абсолютно тождественен правовому статусу гр Что правильно?
1.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства абсолютно тождественен правовому статусу гражданина РФ
2.Правовые статусы иностранцев и беженцев в основном совпадают
3.Между правовым статусом беженца и вынужденного переселенца нет принципиальной разницы
.

Вячеслав (не в сети), Моргауши, Чувашская Республика10 сентября 2018, 19:04
Вопрос в категории: Конституционное право

Ответы юристов (13)

  1. Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в законодательстве для всех, кто прибывает в нашей стране, не являясь ее гражданином: — данная категория граждан не может занимать посты государственных служащих, а также ряд должностей (Президент России, командир экипажа воздушного судна и пр.); — административная деликтоспособность в отношении данных лиц имеет определенную специфику (за некоторые правонарушения к ответственности привлекаются только иностранцы и лица без гражданства; к примеру, применение такого административного взыскания, как выдворение; — иностранные граждане и лица без гражданства кроме граждан стран СНГ, с которым было заключено соглашение о безвизовом въезде и выезде, должны въезжать в Российскую Федерацию только после получения визы.

  2. • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел; • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях; 1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации; 10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда); 14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения; Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

  3. В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

    Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица.

  4. Лица без гражданства — это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к граж­данству иностранного государства. Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ «О гражданстве» 1991 г.

    До настоящего вре­мени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г.

  5. , Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Кроме того, правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров и других документов.

  6. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981 г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР».* В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

    До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

    Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

  7. Порядок и характер регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства определяется используемыми государством правовыми режимами. В качестве таковых режимов могут выступать: режим национального пребывания – предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются граждане данного государства.

    Понятием «национальный режим» российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве, тем не менее, сформирована.

  8. Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства (апатриды) и те лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство.

    В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства.

  9. Общие вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . Нормами административного права также устанавливается статус различных категорий иностранцев и лиц без гражданства в нашей стране: беженцев, дипломатов и других категорий пребывающих на территории нашей страны иностранных граждан.

  10. Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.). Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

    К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

  11. Выделяются три категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе имеются определенные различия. Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий.

    Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

  12. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражда­нином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство).

    По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданст­ва, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории: Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Рос­сийскую Федерацию на основании визы или в порядке, не тре­бующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.