Существенные нарушения для отмены решения о привлечении по налоговому правонарушению

Пополнить госбюджет повышением пенсионного возраста или заставить оффшорщиков на родине налоги платить? Ваш вариант? Карл Маркс писал о возможности приватизации государственных структур чиновниками, которые будут использовать институты власти в своих целях. Это был 19 век. Сейчас век 21. И что мы видим? Госкомпания «Роснефть», которая должна пополнять казну государсва при поддержке Минэнерго не хочет платить РФ как главному акционеру компании 50% от прибыли.

Наталия (не в сети), Ефимовский, Ленинградская область10 сентября 2018, 15:21
Вопрос в категории: Прочие юридические вопросы

Ответы юристов (7)

  1. В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  2. К таким требованиям относится рассмотрение материалов проверки в присутствии должностных лиц организации — налогоплательщика в случае представления возражений по акту проверки, заблаговременное извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны излагаться обстоятельства совершенного налогового правонарушения, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

  3. 101 НК РФ к существенным условиям процедуры проверки отнесено обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и давать объяснения. Несоблюдение условия является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  4. Материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены и решение по ним принято в течение 10 дней после установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока (п. 1 ст.

    101 НК РФ). Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

    Остаются открытыми вопросы: должно ли решение приниматься в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Если дата рассмотрения материалов проверки не совпадает с датой принятия решения, имеет ли налогоплательщик право присутствовать при его вынесении?

    Можно ли отнести это к существенному нарушению процедуры рассмотрения? Как быть, если по результатам рассмотрения материалов назначены дополнительные мероприятия налогового контроля? Особенно остро данный вопрос встает в связи с тем, что существенное нарушение процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля может являться основанием для отмены решения налогового органа (п. 12 ст.

  5. Президиум ВАС РФ признал, что обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, а также обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения являются существенными условиями процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушение которых ведет к безусловной отмене решения налогового органа судом.

  6. , а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ). Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.

    Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  7. Процедуры проведения налоговых проверок, рассмотрения их результатов и привлечения налогоплательщика к ответственности строго формализованы и регламентированы законом. Как показывает практика, большинство нарушений, допущенных налоговыми органами при осуществлении указанных процедур, не являются безусловными основаниями для отмены принятого по результатам проверки решения или признания его недействительным в судебном порядке.